КАРАТ-ЦМ

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

 

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ (ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ) ?

 

Существование человека неразрывно связано с образованием отходов. Отходы могут быть бытовые, которые образуются в результате непосредственной жизнедеятельности человека (бытовой мусор, пищевые отходы и т.д.), и производственные отходы, которые образуются на предприятиях в результате производства товаров и услуг. Вне зависимости от того, как образуются отходы, они представляют опасность для человека и окружающей среды и по степени этой опасности делятся на пять классов, от чрезвычайно опасных (I класс) до, практически, неопасных (V класс).
Отнесение отхода к конкретному классу опасности зависит от опасности веществ, составляющих отход.
Отходы I-IV класса настолько опасны, что их оборот (перемещение, хранение, утилизация, обезвреживание) контролируется государством.

 

ЧЕМ ОПАСНЫ ОТРАБОТАННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ  И ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА УТИЛИЗАЦИЯ ШИН? 

 

Сами по себе автомобильные шины, а также материалы, из которых они изготовлены, в обычных условиях не представляют угрозы для здоровья человека, так как они нетоксичны, не являются взрыво- или пожароопасными. Класс опасности отработавших шин — IV (малоопасные). Однако, при сжигании на открытом воздухе из тонны отработанных шин в атмосферу выделяется около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. В воздух выделяются бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т. д., имеющие высокие классы опасности (I и II).
Ежегодно в России образуется около 1 миллиона тонн изношенных автомобильных покрышек. Утилизация покрышек составляет не более 17% этого объема, остальной объем, в лучшем случае, свозится на специализированные полигоны, а зачастую, просто разбрасывается на стихийных свалках. В природных условиях отработавшие шины разлагаются более 100 лет и могут накапливаться на рельефе местности неопределенно долгое время, не только захламляя поверхность земельных угодий и представляя угрозу для человека в случае возгорания, но и становясь любимым местом для обитания колоний крыс и насекомых, многие из которых являются разносчиками опасных заболеваний. Таким образом, утилизация покрышек поможет сохранить благоприятную экологическую обстановку, что будет способствовать и сохранению здоровья человека.

 

ЧЕМ ОПАСНЫ ОТРАБОТАННЫЕ МАСЛА ? 

 

Во-первых, отработанные масла относятся к III классу опасности, что уже говорит о их большей опасности для человека, чем отработанные шины. Научными исследованиями установлено, что 1 литр отработанного моторного масла, вылитого в почву, делает непригодным от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. По оценкам экологов, в настоящее время более 40% поверхности воды в мире покрыто пленкой отработанных автомобильных и авиационных масел. В связи с этим, в отличие от отработанных шин, масла нельзя просто привезти на полигон и вылить, они требуют специальных условий хранения.
Кроме того, наиболее острой проблемой является сжигание отработанных масел, которое наносит прямой ущерб здоровью человека. Пары сжигаемых нефтепродуктов воздействуют на сердечно – сосудистую и центральную нервную систему, вызывают острые и хронические отравления, иногда со смертельным исходом. Отработанные масла опаснее, чем сырая нефть, поскольку в них содержатся добавки, полиолефины, смолы, асфальтены, карбены, механические примеси и другие загрязнители.

 

ЧТО ТАКОЕ УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ? 

 

В повседневной жизни обычного человека понятие утилизация отходов - это обобщенное название тех действий, которые предпринимаются человеком для «избавления» общества от отходов. Для среднестатистического гражданина нашей страны утилизация заключается в выносе бытового мусора за пределы своего жилища. Идеальный вариант, если этот мусор попадает в мусорный бак или на специализированный полигон.
Экологическое законодательство РФ предусматривает три варианта «ликвидации» отходов -это: утилизация отходов, обезвреживание, захоронение.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Наиболее эффективный, с практической и экономической точки зрения, способ избавления от отходов – это их утилизация (переработка). В случае утилизации решается сразу два вопроса: вопрос ликвидации отхода и вопрос сохранения природных ресурсов (нефть, уголь, каучук и т.п.) за счет повторного использования отходов или компонентов, содержащихся в них. В настоящее время в России утилизируется не более 20% отходов, подавляющая часть отходов накапливается на полигонах в ожидании «лучших времен».

 

КАК  ПРОИСХОДИТ  УТИЛИЗАЦИЯ  АВТОМОБИЛЬНЫХ  ШИН ?

 

Утилизация автомобильных шин осуществляется различными способами. К основным относятся:
1. Получение энергии за счет сжигания (рециклинг) – самый распространенный и простой вариант, но если это делать без обеспечения необходимого уровня очистки газов и выбросов, его нельзя считать утилизацией с точки зрения экологического законодательства;
2. Измельчение резины и использование её в качестве наполнителя при производстве резиновых покрытий, асфальтовых смесей (рециклинг);
3. Восстановление изношенной резины (регенерация);
4. Извлечение полезных компонентов из шин путем пиролиза для их повторного применения (рекуперация);
5. Использование покрышек без дополнительной обработки в качестве ограждений, для защиты от селей, камнепадов, при построении искусственных островов, в ландшафтном дизайне и т.п. (рециклинг).
На нашем предприятии мы пошли по пути рекуперации: утилизация шин и масел происходит методом пиролиза (термического разложения органических и неорганических соединений при ограниченном доступе кислорода). В результате пиролиза получается следующая товарная продукция: технический углерод (сажа), печное топливо, металлокорд (металлолом).

 

КАК СДАТЬ ОТХОДЫ НА УТИЛИЗАЦИЮ В НАШЕЙ КОМПАНИИ ?